Меню сайта

Категории раздела
Публичный отчет [1]
Выступление [2]
Статьи [5]

Правовые услуги
Официальный интернет-портал правовой информации

ГОСУСЛУГИ
title="госуслуги"

Год педагога
Тематическая страница, посвященная проведению Года наставника и педагога Тематическая страница, посвященная проведению в 2023 году Года педагога и наставника

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Официальный сайт МАДОУ детский сад № 64 г. Ба...


Суббота, 18.05.2024, 09:48
Главная » Статьи » Материалы администрации » Статьи

Виды педагогического контроля за физическим воспитанием в детском саду

Статью подготовила Лукьянова А.В., заместитель заведующего по ВОР.

Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

            Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.

          Средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы; важная роль отводится рациональному общему режиму жизни и, в частности, двигательному режиму детей.

             Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с "Основной образовательной программой в ДОУ".

              В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

 - физкультурные занятия,

 - утренняя гимнастика,

 - физкультурные минутки,

 - подвижные игры и физические упражнения на прогулке,

 - спортивные упражнения.

             Ежедневно в режиме дня отводится время для самостоятельной двигательной деятельности детей. В соответствии с годовым планом работы ДОУ проводятся  физкультурные праздники, дней здоровья. В летний период реализуются мероприятия летней оздоровительной кампании .

         Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующего дошкольным учреждением.

         Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает:

 1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники.

 2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.

 3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

 4. Санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

       В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года.

         Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непосредственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.

           Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания.

           Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующей, воспитателем-методистом и воспитателем группы.

           Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигательному режиму. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

 1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

 2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

 3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд./мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

         Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.

 Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество за дневное время пребывания в дошкольному учреждении - по шагомеру:

 3 года - 9000 - 9500 движений;

 4 года - 10000 - 10500 -"-;

 5 лет - 11000 - 12000 -"-;

 6 лет - 13000 - 13500 -"-;

 7 лет - 14000 - 15000 -"-.

         Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.).

        Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи - оздоровительные, образовательные и воспитательные.

          Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях, врач, медицинская сестра, педагог должны ознакомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план и содержание занятий требованиям "Программы" для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей.

        . Физкультурные занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

           Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

 Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.

 Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп - плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота), подвижности позвоночника, ног, бег, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания, перестроения и т.д.

 Подбор упражнений должен быть разнообразным, с чередованием их для различных мышечных групп, чтобы обеспечить распределение мышечной нагрузки равномерно на конечности и туловище.

             Упражнения проводятся с использованием физкультурных пособий и без них (палки, булавы, обручи и т.д.).

          С помощью общеразвивающих упражнений формируется правильная осанка, развиваются некоторые физические качества (ловкость, гибкость, сила, быстрота), совершенствуется координация движений.

 Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскоки, лазание и т.п.).

 Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.

 В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игра малой подвижности с двигательными заданиями.

 С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятия и его отдельных частей.

  В соответствии с Сан ПиН 2.4.1.3049-13 общая продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста:

 3 - 4 года - 15 минут;

 4 - 5 лет - 20  минут;

 5 - 6 лет - 25  минут;

 6 - 7 лет - 30  минут.

 Каждая из частей занимает соответственно:

 вводная - 2 - 6 минут;

 основная - 15 - 25 минут;

 заключительная - 2 - 4 минуты.

      В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводится 3 - 7 минут, на основные виды движений - 8 - 12 минут и на подвижную игру - 4 - 6 минут.

 Продолжительность каждой части занятия и конкретный программный материал определяются задачами, которые ставит воспитатель на данном занятии, возрастом и подготовленностью детей, условиями проведения: в зале, на улице.

        Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

         При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

                                             полезное время

 Общая плотность = ------------------------- x 100.

                           продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80 - 90%.

                В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах от 60% до 85%.

        Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70 - 85%.

                             время, затраченное на движения

 Моторная плотность = ------------------------------ x 100.

                                              общее время занятия

             Количественная характеристика двигательной активности детей на занятии может быть получена с помощью шагомера.

                Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.

              Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении .

              Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части, и деления на 5.

                    При проведении медико-педагогических наблюдений составляется  протокол .                         Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему

              Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий.

Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей.

             Эффективность занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей зависит от условий, в которых они проводятся. Оздоровительный эффект максимальный при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и т.д. на открытом воздухе.

Дети занимаются в спортивной форме - удобной, легкой и чистой, натуральной.

 На ногах - тапочки на резиновой подошве.

           Температура воздуха физкультурного зала +17 град. C и относительная влажность - 40 - 55%. В перерыве между занятиями и до занятий в зале проводится влажная уборка и проветривание.

          Занятия в холодное время года рекомендуется проводить при одной открытой фрамуге, а в теплое время - при открытых фрамугах или окнах. Для осуществления контроля за воздушным режимом физкультурного зала необходимо на внутренней стене на высоте 1 - 1,2 метра от пола повесить термометр.

           Медицинская сестра дошкольного учреждения осуществляет постоянный контроль за гигиеническим состоянием мест проведения физических упражнений, инвентаря, обеспечением безопасности детей.

Санитарно-просветительская работа

             Эта работа занимает важное место среди мероприятий по физическому воспитанию дошкольников.

          В дошкольном учреждении она проводится совместно педагогами и медицинскими работниками в соответствии с годовым планом санитарно-просветительной работы. Она проводится как среди сотрудников дошкольного учреждения, так и среди родителей.

            Важным разделом являются доклады и отчеты врача, медицинской сестры на педагогических советах и совещаниях.

            Особое внимание в этой работе должно уделяться просвещению родителей по вопросам физического воспитания и привития гигиенических навыков в семье.           Тематика бесед должна отражать вопросы физического воспитания детей в дошкольных учреждениях и его преемственности в семье, создания условий в семье для достаточной двигательной активности детей - спортивный уголок, наличие физкультурных пособий.

            Большое внимание должно быть уделено преемственности в проведении закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении и дома, рациональной одежде и обуви в различные сезоны года и при занятиях физическими упражнениями.

Презентация выступления "Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста"

Категория: Статьи | Добавил: детишки (12.12.2014)
Просмотров: 11540 | Теги: Лукьянова А.В., МАДОУ детский сад № 64, статья | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Советуем посетить
  • Все для детского сада
  • Детский портал "Солнышко"
  • Информационно-образовательный портал министерства образования Саратовской области
  • Сайт Комитета образования БМР

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 223

    Copyright MyCorp © 2024