Меню сайта

Категории раздела
Рекомендации [8]
Статьи [2]

Правовые услуги
Официальный интернет-портал правовой информации

ГОСУСЛУГИ
title="госуслуги"

Год педагога
Тематическая страница, посвященная проведению Года наставника и педагога Тематическая страница, посвященная проведению в 2023 году Года педагога и наставника

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Официальный сайт МАДОУ детский сад № 64 г. Ба...


Суббота, 18.05.2024, 07:58
Главная » Статьи » Материалы специалистов » Рекомендации

Развитие фонематического слуха у детей

Памятку "Фонематический слух у детей" подготовила учитель - логопед Баринова Екатерина Евгеньевна.

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию.

Как заметить, что у ребёнка нарушен фонематический слух?

При нарушениях фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  • Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции, т.е ребёнок изолированно способен произнести звук, но в речевом потоке допускает замены. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Масына» вместо «машина», «посли» вместо «пошли»;
  • Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «витамин» — «витаним», «подимор» вместо «помидор»;
  • Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  • Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Игра «Какой звук?». Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко, ложка – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах. Звук надо произносить утрированно, делать на нём акцент.

Игра «Назови лишнее». Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша». Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шамолёт, замолёт, самолёт, чамолёт, вамолёт. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.

Что такое фонематические потешки, и чем их проговаривание полезно дошкольникам?

Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами. Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки. Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определённые звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.

Категория: Рекомендации | Добавил: детишки (14.07.2023)
Просмотров: 66 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Советуем посетить
  • Все для детского сада
  • Детский портал "Солнышко"
  • Информационно-образовательный портал министерства образования Саратовской области
  • Сайт Комитета образования БМР

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 223

    Copyright MyCorp © 2024