Конспект беседы в средней группе
тема «Как живут наши городские пернатые друзья зимой»
Подготовила воспитатель группы № 3 Афанасьева Г. В.
Цель: Способствовать формированию экологических знаний о зимующих птицах нашего города и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, об их образе жизни.
Вызвать желание у детей правильно подкармливать птиц. Воспитание желания заботиться о птицах.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц нашего города,
карточки с загадками про птиц, кормушка.
Словарная работа: нахохлившись
ХОД БЕСЕДЫ:
1.Как готовятся к зиме птицы.
Дети входят группу, садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Как люди готовятся к зиме?
Дети: Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье
Воспитатель: А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки?
Дети: Звери – зайцы, лисы, волки
Воспитатель: И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они! Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Представьте, что вы птички и нахохлившись сидите на веточке.
Дети: пробуют выполнить задание….сесть на ковре, на стульчике нахохлившись
Воспитатель: Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают?
Дети: (Выслушать предположения детей, а потом уточните его представления.)
Воспитатель: Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете
птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
Воспитатель: А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется. Покажите, как птичка лапки свои греет. Покажите, как воробушек «нахохлился».
Дети: выполняют на ковре
2. Покормите птиц зимой
Воспитатель:С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.
- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам?
Дети: сделать кормушки и насыпать в них корм
Воспитатель:Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки (выставить кормушку сделанную папами) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.
- А любые крошки кушают птицы?
Дети:Нет, только от белого хлеба, крошить надо мелко
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети:Чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой.
Воспитатель:Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. Угадайте, про кого мы будем говорить:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это?
Дети: отвечают
(Правильно, синичка - садим на кормушку)
Воспитатель: Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.
Воспитатель: Угадайте, что за птица следующая?
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
Дети: Сорока
(Молодцы, это сорока - садим на кормушку)
Воспитатель:Сорока – зимующая птица. Зимой летит сорока из леса поближе к людям.Сорока корочку хлеба найдет и теплее ей становится, ведь сытой птице мороз нестрашен.Сороки – птицы очень любопытные. Всюду они поспевают, все новости в лесу первыми узнают, и друг другу рассказывают – быстро, быстро трещат, стрекочут.Сороки –птицы очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники клювом своим подбирают.Чем будем их подкармливать?
Дети: едят: семечки, творог, хлебные мякиши, семечки, кусочки фруктов, яблочки, ягоды рябинки и калины
Воспитатель:Давайте сравним сороку и синичку. В чем их отличие?
Дети: У синички есть желтые и зеленые перышки, а у сороки только черные и белые; сорока большая, а синичка маленькая; у сороки хвост длинный, а у синицы короткий.
Воспитатель:Покажите, как сорока ходит….
Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево - вправо.
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири - тири, Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.
Воспитатель:А это кто?
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит
Дети:Дятел
Воспитатель:Всю зиму дятлы проводят в своих дуплах. Свои дупла дятлы не выдалбливаются, они их вырывают внутри трухлявого ствола. Опилки из-под дерева выполняет защитную функцию птицы, поскольку хорошо защищают от холода. Но, и их можно зимой встретить у птичьих кормушек. Докторам деревьев зимой очень голодно и они прилетают в город поближе к жилью человека. Подумайте, чем можно угостить дятла?
Дети:Дятлы очень любят сырое мясо; несоленое сало; фарш; творог; сырые семечки; сырок «Дружба»; орехи; кусочки яблока; просо.
3. Чтение рассказа В. Бианки «Лесная газета».
Воспитатель:Послушайте внимательно отрывок рассказа из «Лесной газеты» В. Бианки
У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу? Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!
Воспитатель: Зачем птицам нужно много двигаться зимой?
Дети: чтобы согреться
Воспитатель:Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима?
Дети: нужно, чтобы было много корма
Воспитатель: Немного хочу вам рассказать про особенную птицу. Но сначала, отгадайте загадку:Днем спит. Ночью летает. Прохожих в городе пугает.
Дети:Сова
Воспитатель: Дело в том, что совы лесные жители и в город практически не прилетают. Но бывают случаи, когда совы все - таки прилетают в город на птичью кормушку. Как вы думайте, чем можно угостить такую редкую гостью – сову?
Дети: высказывают свои предположения
Воспитатель:Совы едят абрикосы, вишню, виноград, спелые груши, помидоры, кабачки, арахис, яйцо, мясной фарш, болгарский перец, сливы, бананы, свежей зелени и цветов одуванчика, клевера, подорожника.
Воспитатель: Покажите мне, как ухает сова
Дети: имитируют
4.Кафе для птичек
Обобщение ответов детей: Поэтому все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.
- Что можно насыпать в кормушку для птичек?
Дети: Можно:Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни; Просо, овёс;
Свежие фрукты, ягоды кусочками;Не солёное сало.
Воспитатель:Чего нельзя насыпать в кормушку для птичек?
Дети: Нельзя: Пшено;Чёрный хлеб;Жареное и солёное.
Настольно – печатная игра «Полезная и вредная еда для птиц»
Цель: закреплять у дошкольников общие представления о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Систематизировать знания детей о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц.
5.Итоги:
Воспитатель:Почему зимой птицы держатся около наших домов?
Дети: Нет пропитания, трудно добывать себе пищу
Воспитатель: Легко ли им добывать себе зимой корм?
Дети:
Воспитатель: Чем будем кормить птиц?
Дети: Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба
Воспитатель: Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!
Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Рассказ воспитателя о зимующих городских птицах.
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда для птиц»
Игровые физические упражнения. Изображение птиц движением и мимикой.
«Умная ворона» «Нахохлившейся воробей на ветке»
|