"Готовность ребенка к школе"
Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы № 8 Низова Н. Е.
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями по вопросу "Школьная готовность"
Задачи:
1. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
2. Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
План:
1. Вступительное слово.
Игровое упражнение «Нарисуй цветок».
2. Критерии готовности к школьному обучению.
3. Заключение
4. Обсуждение текущих вопросов.
Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть! Хотим вас поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и дети отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Итак, поговорим о готовности ребенка к школе.
Игровое упражнение «Нарисуй цветок»
Возьмите, уважаемые родители, цветные карандаши и нарисуйте один цветок А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей.
- Скажите, после того как Вы нарисовали цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет).
При одинаковых условиях делаем все по- разному. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого то лучше или хуже. Есть – другое!
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка, что, конечно, тоже имеет значение. Но самое главное при переходе на качественно новую ступень – ФИЗИЧЕСКАЯ и ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
Физическая готовность включает в себя такие компоненты:
- физическое созревание организма
- устойчивость к нагрузкам
- гибкость к адаптации к новому режиму;
Физическая готовность – состояние здоровья ребенка. Все мы знаем, что здоровье нужно укреплять. Укреплению здоровья ребенка способствует:
1. Четкое и строгое выполнение режима дня;
2. Достаточная продолжительность ночного и дневного сна;
3. Свежий воздух (утренняя зарядка, пешеходные прогулки, посильный физический труд (домашние обязанности));
4. Полноценное и регулярное питание;
Психологическая готовность включает в себя:
Мотивационную готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Важно, чтобы школа была для ребенка привлекательна своей главной деятельностью – учебой.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
игровой, познавательный, социальный.
Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребенок посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть: к новому педагогу; к новому коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.
Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
Причины, которые совершают родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
• не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
• не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
• на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
• не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Интеллектуальную готовность, включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Волевую готовность, которая предполагает наличие у ребенка: способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, умения длительно выполнять не очень привлекательную работу, оценить результат своих действий.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные и подвижные игры с правилами.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь ему придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Заключение
Помните, ваше спокойное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку.
Ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания! |