Меню сайта

Категории раздела
Сценарии [11]
Конспекты [51]
Статьи [15]
Консультации [31]
Презентации [25]
Проекты [29]
Реализуемые нашими педагогами проекты

Правовые услуги
Официальный интернет-портал правовой информации

ГОСУСЛУГИ
title="госуслуги"

Год педагога
Тематическая страница, посвященная проведению Года наставника и педагога Тематическая страница, посвященная проведению в 2023 году Года педагога и наставника

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Официальный сайт МАДОУ детский сад № 64 г. Ба...


Суббота, 18.05.2024, 14:28
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ».

В условиях, когда большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.


Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Мы знаем, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Из-за этого мы, воспитатели, очень часто испытываем трудности в общении с родителями. Как сложно достучатся до мам и пап! Не секрет, как нелегко порой нам объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одевать, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. И у нас начинает «болеть голова» как изменить такое положение; как заинтересовать в совместной работе; как сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Когда мы берем новую группу малышей, начинаем  приглядываться к родителям, анализировать специфику каждой семьи и семейного воспитания ребенка. Начинаем вырабатывать тактику своего общения с каждым родителем. А чтобы лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, можно провести анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Обработав данные, можно получить реальную картину воспитания ребенка в каждой семье.

Проводя работу с родителями в младшей  группе,  у меня сложились определенные критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Вначале отражались количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещения родительских собраний, присутствие на детских праздниках, участие в выставках, вернисажах, помощь родителей в оснащении педагогического процесса, решение бытовых проблем в группе. Другими словами из всех этих наблюдений стало понятно кто из родителей:

– лидеры, которые с удовольствием участвуют в воспитательно–образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

- исполнители, которые принимают участие при условии, если сильно-сильно попросить, убедить в значимости их помощи;

- наблюдатели.

Поэтому в группе мы пытаемся (учимся) создавать благоприятный климат взаимодействия с родителями, установить доверительные отношения с родителями; постепенно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; по возможности работать в тесном контакте с семьями детей.

В организации работы с родителями можно применить следующие виды работы:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

-беседы; консультации; посещение семьи ребенка;

КОЛЛЕКТИВНЫЕ:

-      групповые тематические консультации; родительские собрания; родительские конференции; круглые столы; « дни открытых дверей»; показы открытых занятий; приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми; мастер - класс педагогов и родителей; тренинги; семейные клубы; «родительская почта»; различные кружки ( например « Очумелые ручки», где родители и дети занимаются различными видами рукоделий); участие в различных в выставках работ; участие в проектной деятельности;

НАГЛЯДНО - ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

-    родительские уголки; информационные стенды; листы - памятки, информационные листы, библиотека специальной литературы; библиотека игр; видеотека, аудиотека;

-    - также мы используем анкетирование; тестирование; различные вопросники (для правильной организации индивидуальной работы с ребенком и пожеланий родителей).

В организации  с родителями  можно использовать следующие формы и методы работы.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Современные родительские собрания - прежде всего педагогическое просвещение родителей, это и консультации, и дискуссии, и семейные праздники. Особое внимание уделяется нетрадиционной методике проведения, принципам вариативности. Родительское собрание предполагает обязательное включение теоретического материала, практических упражнений, фрагментов занятий с детьми, рекомендаций психолога, логопеда и других узких специалистов детского сада, игр с родителями и совместных игр - упражнений родителей и детей.

На родительских собраниях очень важна атмосфера дружеских взаимопонимания между родителями и воспитателем. Мы проводили родительское собрание по теме: «Экологическое воспитание детей». При подготовке к собранию было проведено анкетирование родителей « Что такое экология и для чего она нужна». Были организованы выставки работ: рисуем вместе с детьми на темы: «Жалобная книга природы», «Экологическая тропинка» (одновременно это была и совместная работа по кружковой деятельности), выставка поделок из природного материала. Повестка собрания была такова: сообщение по экологическому воспитанию детей; анализ предложенных ситуаций; беседа с родителями, мини рассказы об отдыхе на природе (забавные случаи). Затем были соревнования 2х команд. Начали с экологической блиц-викторины, загадки, пословицы и поговорки, затем стихи (строчки из стихов) про природу, отрывки сказок с описанием природы, песни, имитация природных явлений, игры дидактические и словесного содержания; награждение лучших художников, чтецов, исполнителей песни и, конечно же, победителей. Сначала родители смущались, но быстро это чувство прошло и пришел интерес и радость. Доброжелательный тон повествования способствовал созданию доверительной атмосферы, помог родителям откровенно говорить.

Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности за инициативность, ответственность, за активность участников всех дел в группе.

ДОСУГОВОЕ направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно является самым трудным в организации работы с родителями. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

В группе мы провели спортивное мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья» и развлечения для мам.

Было страшновато проводить первый спортивный семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Но все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители отнеслись настороженно. Все мероприятие было построено на играх родитель-ребенок. Цель встречи была развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения их в совместную деятельность, обогатить их отношения через эмоциональное общение. Родители сделали после этого праздника фотомонтаж «Мама, папа, я  спортивная семья».

  

Родители чувствовали себя хорошими родителями, поскольку внесли свой вклад в обучение детей. А дети были горды за своих мам и пап, которые, оказывается, так много знают и умеют.

Досуг для мам доставил всем много радостных и волнующих минут. Мамы, бабушки и дети приняли самое активное участие в играх, конкурсах, в чтении стихов. Взрослые творчески подошли к выполнению заданий. Взрослые гордились своими детьми, а дети были приятно удивлены талантами своих мам и бабушек. А мы были рады желаниям родителей сотрудничать с нами.

Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые близкие и дорогие люди! И как бы нам не было тяжело организовывать на утренниках совместные игры, номера с родителями и детьми, делать это нужно как можно больше. Потому что родители видят, что дети гордятся ими, детям хочется больше петь, танцевать, играть совместно с родителями, ведь пройдут годы, дети забудут песни, стихи, которые были на утренниках, но в их памяти сохранится тепло общения, радость, сопереживание.

Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы  видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!

Так что пусть праздничные встречи проходят как можно чаще и будут полезными и увлекательными для всех.

Участие семей в различных конкурсах (между детскими садами, между возрастными группами, внутри самой группы) не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Главное, чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, нужно заранее сделать интригующее, яркое сообщение, чтобы они не остались равнодушными; а принялись вместе с детьми рисовать, изготавливать интересные поделки, собирать фотографии - вся эта работа помогает нам лучше узнать детей и родителей.

Хотелось бы мне сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями: каждый человек, сделав какую либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае.

Родители, которые приняли участие в выставке рисунков, дуплетов «я - мама», после вручения благодарностей расцвели, готовы были петь и танцевать от радости. Живой интерес и даже удивление родителей вызвал у меня в группе стенгазета – поздравление для пап к 23 февралю. Где дети высказали свои пожелания – поздравления папам. Там были очень теплые слова и пожелания, идущие из маминых сердец. А некоторые очень необычные: «Желаю, чтобы ты никогда не ссорился с мамой», «Желаю, чтобы мы жили всегда вместе» - думаю, это заставило пап взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараются укрепить их, больше внимания уделить детям.

Думаю, что проектная деятельность придумана с одной основной целью, чтобы укрепить детско-родительские отношения. В результате работы над проектом у детей мы воспитываем или развиваем (кому как нравится) трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду взрослых. Это  начало патриотического воспитания, любовь к Родине - рождается из чувств любви к своей семье.

Когда мы начали работу над проектом «Моя семья – моя маленькая Родина», цель которого воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свой дом, близких ему людей, то попросили сделать одну семью мини-презентацию посещения исторического музея семьей.

Увидев ее работу, многие родители изъявили желание провести экскурсии к достопримечательностям города во время прогулок по городу с семьей. И сразу же возник вопрос куда лучше сходить, что показать своему ребенку, кто-то спрашивал адрес, контактный телефон, название остановок, каким транспортом добраться. Возникла необходимость сделать для родителей мини-путеводитель о достопримечательностях родного города.

 

А мне пришлось подготовить материал к индивидуальным консультациям: «Готовимся к прогулкам и путешествиям по родному городу» и «Познакомьте ребенка с родным городом». Во время экскурсий по городу у родителей появилась возможность завлечь и заинтересовать детей личным примером, а дети обогатились новыми впечатлениями о своем городе.

После городских прогулок с  семьей  к достопримечательностям в группе мы оформили фотовыставку. Родители приняли в ее организации активное участие. Эта форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью.

В связи с такой деятельностью отдельно взятая семья изъявила желание сделать коллаж семейного летнего отдыха – досуга.

После моей консультации с отдельно взятыми семьями о составлении генеалогического древа семьи появились не только родословные данных семей (нет подписей, потому что дети маленькие, и они всех еще называют  по именам со словами приставками), но и герб отдельно взятой семьи.

Чтобы повысить уровень общения членов семьи друг с другом, мы провели следующие виды работ. Попросили изобразить пословицы и поговорки о семье при помощи семейных фотографии , коллажей, используя фрагменты из сказок. Посмотрите, что из этого получилось.


Другие  родители сделали ассоциацию своей семьи (поясняю, если бы вам предложили нарисовать свою семью, то в виде чего или кого вы бы ее изобразили). Думаю, что все после такого вечернего досуга были довольны и счастливы.

Знакомство с народным творчеством произошло совместно сделанным панно «Чайный сервиз» - роспись бумажной посуды гжелью родителями с детьми.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Хочу ко всему этому добавить, что наглядно-информационное направление в группе - это родительские уголки, различные папки передвижки; фотомонтажи, фотовыставки, семейные вернисажи, картотека игр. В группе можно подобрать библиотеку специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Нам необходимо следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составлять аннотации новинок. 

В группе, учитывая занятость родителей, можно использовать такую формы общения с семьей, как «Родительская почта» - любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. И «шкатулка хорошего настроения», где воспитатель помещает сообщения для родителей об успехах ребенка и папка школа мудрости.

Надеюсь, что все эти формы нам помогут активизировать родителей в дальнейшей нашей совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о  родительских обязанностях и ответственности.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому у нас в группе многое сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли приобрести магнитную доску и ее повесили, приобрели различные пособия к занятиям, помогают в оформлении различных уголков в группе. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: в уютной кухне с мойкой и газовой плитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить; так же в уютном домике любят рассказать интересные истории и просто посидеть и книгу посмотреть.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей и воспитателей.

На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт мебели в группе, игрушек, помощь в создании предметно-развивающей среды налаживается атмосфера мира и теплоты, взаимопонимания между мной и родителями. Мы стремимся, чтобы детям в группе было хорошо и уютно.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Использование разнообразных форм работы дает надежду, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно будут становиться помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс,  долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


Категория: Статьи | Добавил: детишки (02.05.2012)
Просмотров: 9527 | Рейтинг: 4.6/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск

Советуем посетить
  • Все для детского сада
  • Детский портал "Солнышко"
  • Информационно-образовательный портал министерства образования Саратовской области
  • Сайт Комитета образования БМР

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 223

    Copyright MyCorp © 2024